Top.Mail.Ru
Круглый стол агентств "Как 2023 год изменил мерчандайзинг и бизнес"

2023 год подходит к концу, это время подвести итоги, подметить тренды и обозначить фокусные задачи на 2024 год. Эксперты рынка мерчандайзинга поделились, как геополитическая ситуация и искусственный интеллект трансформировали рынок и какие появились пути решения кадрового вопроса.

Ростислав Серебрянников, заместитель директора DIY Service
В 2023 году мы заметили движение в разных направлениях. С одной стороны, «устаканивание» и успокоение рынков и клиентов, их адаптация к новым условиям. Те компании, которые зависели от европейских бюджетов, практически полностью сократили финансирование и стагнируют. Но большая часть наших клиентов успели оглядеться, встряхнуться и найти новые векторы развития, занять освободившиеся ниши и даже нарастить бюджеты. Это касается в большей степени российских компаний, а также европейских, которые были переданы российскому менеджменту.

С другой стороны, 2023-й был годом бурного роста нашего бизнеса и бизнеса наших клиентов. Бюджет рос, но довольно-таки аккуратно, с оглядкой на рынок потребителя (который в условиях турбулентности переходит к естественному режиму экономии). Мы двигается в том же ключе – вкладываемся в развитие наших людей, в развитие продаж, технологий, партнеров.

Мы видим рост расходов наших подрядчиков, рост ожиданий соискателей. И это, безусловно, влечет за собой и рост внешних ставок для наших заказчиков. Поэтому фокус все сильнее смещается в сторону «сотруднико-центричности».

В 2024 году мы ожидаем сохранение трендов на рост зарплат, рост ставок, а также рост внимания государства к крупному и среднему бизнесу. Наш основной вызов – это лавирование между ожиданиями соискателей (основная статья расходов нашего бизнеса), лагом роста внешних ставок и демпинга компаний, которые привыкли играть по старым правилам. И наша задача – найти новые эффективные решения, чтобы управлять стоимостью проектов и оптимизировать расходы заказчиков.
Марианна Двойникова, руководитель развития бизнеса ГК ДатаМаркетинг
2023 год для индустрии мерчандайзинга был периодом значительных трансформаций – например, принес с собой множество значимых инноваций. Внедрение технологий дополненной реальности для создания интерактивных витрин и платформ для визуализации товаров сделало магазины более привлекательными. Кроме того, системы искусственного интеллекта, включая системы KPI, получили большее признание, помогая не только увеличивать продажи, но и оптимизировать представленность товаров на полках.

Значительные изменения произошли в нашей клиентской базе: потребности клиентов стали более индивидуальными, с акцентом на создание уникальных визуальных концепций. Кроме того, бюджеты на мерчандайзинг подверглись корректировкам, поскольку компании начали акцентировать внимание на более эффективных стратегиях продаж и маркетинга.

Следующий год обещает новые вызовы. Конкуренция в сфере мерчандайзинга продолжает усиливаться, и важно продолжать интегрировать технологии, чтобы оставаться востребованными. Развитие систем искусственного интеллекта, включая более широкое использование систем KPI, будет ключевым фокусом для улучшения эффективности предложений и удовлетворения потребностей клиентов.
Алексей Осипов, генеральный директор POS Management
Ключевые изменения 2023 года для нас – это рост количества российских брендов среди наших клиентов и пересмотр подхода в работе с персоналом.

Мы продолжаем наблюдать за перераспределением рынка между отечественными и иностранными поставщиками, внедряем новые инструменты работы и отмечаем, бюджеты по компаниям остались на прежнем уровне, но количество обслуживаемых клиентов возросло.

Также в этом году кадровый рынок перестал быть «рынком работодателя». Чтобы привлекать и удерживать квалифицированные кадры, приходится увеличивать зарплаты полевых сотрудников и, соответственно, бюджеты проектов. В тех случаях, когда возможности для увеличения нет, организовываем совмещение — это позволяет стимулировать работников и решать вопросы клиента.

В 2024 году ожидаем увеличение количества проверок агентств и компаний-клиентов со стороны государственных органов, которые уже и в текущем году заметно подтолкнули рынок к «обелению». Это тоже будет влиять на ставки и стоимость услуг мерчандайзинга, но важно, что рост компенсируется более эффективной работой полевого персонала — соответственно, обеление не приведет к падению продаж в штуках.
Аделина Дударева, исполнительный директор Active8
После 2022 года рынок заметно ожил, заказчики перестроили и наладили свои внутренние процессы, существенно увеличилась деловая активность. 2023-й год для нас стал рекордным за последние три года с точки зрения количества тендеров, в которых мы поучаствовали. И это вылилось в множество побед сразу по нескольким направлениям услуг.

Весь год мы «сеяли семена» – перестраивали и автоматизировали бизнес, расширяли свою проектную географию в Грузии, Азербайджане, Казахстане, Беларуси и Армении.

Помимо основных направлений, таких как мерчандайзинг и промоактивации, мы заметно выросли в ecommerce-сегменте. В этом году мы стали официальными партнерами Яндекса, Озона, Сбермаркета и других egrocery-площадок, расширили пул наших услуг. Например, у нас есть технологическое решение, которое позволяет собирать и анализировать информацию по товарам в ecom-каналах.

В 2024 году нас ждет работа в нескольких странах, расширение присутствия в СНГ и наращивание объемов бизнеса.

14.12.2023

Павел Сергеев, исполнительный директор «АГК – Амбассадоры глобальных команд»
Не всегда можно угадать, какой из корпоративных подарков «приживется» у конкретного человека в доме или в офисе. В таком случае можно использовать брендированные наборы. Во-первых, они выглядят эффектно и формируют общее ощущение ценности подарка. Во-вторых, увеличивают вероятность, что какой-то элемент из набора станет частью корпоративной или повседневной жизни сотрудника и будет ежедневным напоминанием о компании. Кроме того, подобные наборы могут стать олицетворением бренда и создавать ощущение принадлежности к команде.
Екатерина Ивашкевич, операционный директор Salary Index
2023 год был для был полон изменений. Часть изменений были ожидаемые, часть – оказались результатам изменений на рынке. Не осталось не одной сферы без перестройки: изменилось количество собственников, люди в команде, и даже продукт претерпел трансформацию. Стоит отметить, что все эти модификации произошли почти незаметно для наших клиентов, и мы считаем это важнейшим достижением 2023 года.

Пул клиентов расширился: появились запросы на новые профили, портрет клиента сместился в сторону ритейла. Бюджеты выросли, но незначительно.

В 2024 году смотрим в сторону новых клиентских рынков, просчитываем стоимость выхода на них, но подъем цен не планируем – до тех пор, пока не будут внедрены дополнительные функции. Надеемся в новому году на постоянство и планируем освоить все возможности новых людей и технологий.